В последнее время все чаще спрашивают про нововведение в ФАП, касающееся развертывания пункта предполетной проверки в аэропорту. Вот что удалось найти по этому вопросу.
ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПРОВЕРКЕ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ VOR
1. Технические требования, предъявляемые к испытательной аппаратуре, предназначенной для проверки бортового оборудования VOR (VOT)
1.1 Введение Настоящий материал предназначен в помощь государствам при проведении предполетной проверки бортового оборудования VOR и содержит предлагаемые характеристики испытательной аппаратуры для проверки бортового оборудования VOR (VOT).
1.2 Общие положения 1.2.1 VOТ должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечить сигналы, которые позволяли бы проверить работу типовой бортовой установки VOR в таких аэродромных зонах, где проведение предполетных проверок удобно и желательно. 1.2.2 VOТ должна быть сконструирована и отрегулирована таким образом, чтобы бортовой индикатор пеленга VOR показывал 0º "FROM" ("ОТ"), если не нарушена калибровка приемника. Эта индикация остается постоянной независимо от углового положения воздушного судна по отношению к VOТ в пределах требуемой зоны действия. 1.2.3 Учитывая методику использования VOТ, нет особой необходимости в дублировании этой аппаратуры в месте ее расположения. 1.2.4 От VOТ требуется, чтобы она излучала несущую высокой частоты, с которой связаны две отдельные модуляции частотой 30 Гц. Характеристики этих модуляций идентичны характеристикам сигналов с опорной и переменной фазами VOR. Фазы этих модуляций независимы от азимута и всегда совпадают одна с другой. 1.3 Радиочастота VOТ работает в диапазоне 108–117,975 МГц на соответствующем канале VOR, выбираемом с таким расчетом, чтобы не мешать при этом работе любой ОВЧ навигационной службы или службы связи. Самая высокая присваиваемая частота равна 117,95 МГц. Допуск по частоте несущей высокой частоты равен ±0,005%, за исключением случаев, указанных в пп. 3.3.2.2 и 3.3.2.3 главы 3.
1.4 Поляризация и точность 1.4.1 Излучение VOТ является поляризованным в горизонтальной плоскости. 1.4.2 Точность "пеленговой" информации, передаваемой с помощью излучения VOТ, составляет ±1,0°. Примечание. Поскольку обе модуляции на несущей высокой частоты всегда совпадают по фазе, остаточная поляризованная в вертикальной плоскости составляющая излучаемого сигнала не будет оказывать никакого влияния на точность данного средства.
1.5 Зона действия 1.5.1 Требования к зоне действия и, следовательно, к излучаемой мощности будут в значительной степени зависеть от местных условий. Для некоторых установок будет достаточно мощности, измеряемой долями ватта, в то время как в других случаях, особенно когда два или более близко расположенных аэродрома должны обслуживаться одной и той же испытательной аппаратурой, может понадобиться, чтобы излучалась ВЧ-энергия в несколько ватт. 1.5.2 Когда существует необходимость защитить работающие на общем канале VOR, VOТ и курсовые радиомаяки ILS от помех, создаваемых VOТ, радиоизлучение должно ограничиваться тем уровнем, который требуется для удовлетворительной работы и для обеспечения предотвращения помех для других средств, работающих на этом же присвоенном канале.
1.6 Модуляция 1.6.1 Несущая высокой частоты, наблюдаемая в любой точке пространства, модулирована по амплитуде двумя следующими сигналами: а) поднесущей 9960 Гц с постоянной амплитудой, модулированной по частоте 30 Гц и имеющей коэффициент девиации 16 ± 1 (т. е. 15–17); b) сигналом с частотой 30 Гц. 1.6.2 Глубина модуляции, образуемой сигналами частот 9960 и 30 Гц , находится в пределах от 28 до 32% для каждой составляющей. 1.6.3 Сигнал, модулирующий по частоте поднесущую 9960 Гц, и сигнал, модулирующий по амплитуде несущую высокой частоты, поддерживается в пределах частоты 30 Гц ± 1%. 1.6.4 Частота поднесущей 9960 Гц поддерживается в пределах ± 1%. 1.6.5 Процент амплитудной модуляции на поднесущей 9960 Гц на выходе передатчика не превышает 5%.
1.7 Опознавание 1.7.1 VOТ передает опознавательный сигнал 1020 Гц. Опознавательный код для VOТ выбирается компетентным органом с таким расчетом, чтобы он безошибочно определял испытательную функцию данной установки и, в случае необходимости, ее позицию. Примечание. В пределах одного государства, когда зона действия VOТ ограничивается одним аэродромом, сигнал опознавания состоит из непрерывной серии точек. 1.7.2 Глубина модуляции несущей высокой частоты сигналом опознавания составляет приблизительно 10%.
1.8 Контроль 1.8.1 В принципе нет необходимости в постоянном автоматическом контроле VOТ при условии, что составляющие амплитудной и частотной модуляции частотой 30 Гц синхронизированы с помощью механического устройства и имеются средства для периодической проверки и дистанционного наблюдения за состоянием VOТ. 1.8.2 Обеспечение автоматического контроля может удвоить стоимость установки VOТ, поэтому многие компетентные органы, вероятно, предпочтут использовать в пункте управления только систему дистанционного наблюдения. Однако в тех случаях, когда с учетом оперативного использования VOТ какое-либо государство решит обеспечивать автоматический контроль, система контроля должна обладать следующими свойствами: контрольное устройство должно передавать на пункт управления сигнал оповещения и прекращать передачу в случае возникновения любого из следующих отклонений от установленных условий: а) изменения более чем на 1° в месте расположения контрольного устройства "пеленговой" информации, передаваемой VOТ; b) снижения на 50% уровня сигналов на частотах 9960 или 30 Гц в контрольном устройстве. Отказ контрольного устройства должен автоматически вызвать прекращение передачи.
2. Выбор и использование аэродромных пунктов проверки VOR
2.1 Общие положения 2.1.1 Когда VOR расположен относительно аэродрома должным образом, предполетная проверка бортовой установки VOR может быть упрощена путем размещения правильно скалиброванных и снабженных соответствующей маркировкой пунктов в удобных частях аэродрома. 2.1.2 Ввиду широкого разнообразия условий непрактично устанавливать какие-либо стандартные требования или практику выбора аэродромных пунктов проверки VOR. Тем не менее государствам, желающим установить такое проверочное средство, следует руководствоваться при выборе подлежащих использованию пунктов следующими соображениями.
2.2 Требования, предъявляемые к расположению пунктов проверки 2.2.1 Интенсивность сигнала ближайшего VOR должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить удовлетворительную работу типовой бортовой установки VOR. В частности, должно быть обеспечено полное срабатывание флажковой сигнализации (пропадание флажка). 2.2.2 Пункты проверки должны быть расположены, с учетом эксплуатационных возможностей, в стороне от зданий или других отражающих предметов (подвижных или неподвижных), которые могли бы снизить точность или стабильность сигнала VOR. 2.2.3 Наблюдаемый пеленг VOR в любом выбранном пункте должен в идеале находиться в пределах ± 1,5° от пеленга, точно определенного путем съемки или нанесения на карту. Примечание. Цифра ± 1,5° не имеет непосредственного эксплуатационного значения в том смысле, что наблюдаемый пеленг становится опубликованным пеленгом; однако в тех случаях, когда наблюдается большая разница, не исключена возможность плохой стабильности. 2.2.4 Информация VOR в выбранном пункте должна эксплуатационно использоваться только в тех случаях, когда она постоянно находится в пределах ± 2° от опубликованного пеленга. Стабильность информации VOR в выбранном пункте должна периодически проверяться с помощью калиброванного приемника, с тем чтобы обеспечить требуемый допуск ± 2° независимо от ориентации приемной антенны VOR. Примечание. Допуск ± 2° относится к постоянству информации в выбранном пункте и включает небольшой допуск на точность калиброванного приемника VOR при оценке пункта проверки. Допуск ± 2° не имеет отношения к цифрам, определяющим принятие или непринятие бортовой установки VOR; этот вопрос оставляется на усмотрение администрации и потребителей в свете планируемой эксплуатации данного средства. 2.2.5 Пункты проверки, которые могут отвечать вышеизложенным требованиям, должны выбираться на основе консультаций с соответствующими потребителями. Как правило, желательно наличие пунктов проверки на площадках ожидания, на концах ВПП, в зонах технического обслуживания и погрузки.
2.3 Маркировка пунктов проверки VOR Каждый пункт проверки VOR должен быть четко маркирован. Маркировка должна включать данные о пеленге VOR, которые пилот может наблюдать на соответствующем бортовом приборе при условии нормального функционирования бортовой установки VOR.
2.4 Использование пунктов проверки VOR Точность, с которой пилот должен устанавливать воздушное судно относительно пункта проверки, зависит от расстояния до станции VOR. В тех случаях, когда VOR расположен сравнительно близко к пункту проверки, необходимо особенно тщательно расположить приемную антенну бортовой установки VOR непосредственно над пунктом проверки.
|